Единственный в истории американский биатлонист, примеривший желтую майку лидера, Тим Берк в беседе с корреспондентом Allbiathlon.com Анастасией Ткаченко поделился своим планом подводки к Играм в Сочи, объяснил, почему они вместе с Андреа Хенкель решили жить именно в США, и рассказал, что ему дала медаль чемпионата мира-2013.
- Тим, расскажи немного о твоих первых шагах в биатлоне. Почему ты выбрал именно этот вид спорта?
- Мне очень повезло вырасти недалеко от Лейк-Плэсида — места, где дважды проходили Олимпийские игры. Там есть очень хорошие программы для детей, на выбор предоставляются разные виды спорта. Однако я сразу заразился именно биатлоном, в нем меня привлекает комбинация лыжных гонок и стрельбы. Это действительно очень тяжело. Каждый день надо что-то доказывать и совершенствоваться.
- Сколько платят американские родители за биатлонные тренировки своих детей?
- Это не очень дорого на юниорском уровне, но, разумеется, экипировка, винтовка и инвентарь именно для ребенка — удовольствие не из дешевых.
- Государство никак не поддерживает атлетов?
- Нет, у нас нет никакой государственной поддержки для зимних видов спорта.
- Серебряная медаль чемпионата мира в Нове Место как-то изменила твою жизнь?
- (смеется) Я бы не сказал, что она изменила мою жизнь, но, конечно, медаль чемпионата мира была моей большой целью на протяжении многих лет. Теперь я больше уверен в своих силах и знаю, что могу быть конкурентоспособным на важных соревнованиях.
- По-твоему, эта медаль привлекла больше американских фанатов в биатлон?
- Да, надеюсь. Люди, которые впервые знакомятся с биатлоном, смотрят его по телевизору, моментально в него влюбляются. Это такой классный вид спорта! Надеюсь, что благодаря моей медали больше людей в США узнали о существовании биатлона. Им стоит только начать смотреть его — дальше диагноз ясен (смеется).
- Американские болельщики вообще добрые или все же требуют от спортсменов только побед?
- Спорт у нас очень развит на высоком уровне, большинство болельщиков действительно хочет только побед. Но для меня это не проблема, такие вещи не могут повлиять на мои тренировки или повседневную жизнь.
- В Эстерсунде ты сказал, что третье место в спринте стало для тебя сюрпризом. Почему?
- Да, это был сюрприз, потому что моя форма в начале сезона обычно не очень хороша, я рассчитывал на ее постепенное улучшение к Олимпиаде. Однако мое состояние в Эстерсунде было настолько хорошо, что я сумел попасть на подиум. Это такой приятный сюрприз, которые люблю получать.
- Нет ли вероятности того, что ты слишком рано оказался на пике форме?
- Не думаю. Я не обеспокоен этим и не считаю подиум проблемой.
- Каков твой план обретения топ-формы к Играм?
- Лично я собираюсь принять участие во всех гонках. По опыту знаю, что мне необходимо пройти множество стартов для обретения лучшей формы. Согласно плану, я выступлю во всех гонках, если не буду болеть, конечно. Думаю, что как раз к Сочи буду в лучшей своей форме.
- До Олимпиады ты все время проведешь в Европе?
- Да, я останусь в Антхольце на Рождество и буду в Европе до конца сезона.
- Тебе тяжело быть вдали от семьи в праздники?
- Конечно. Я бы с удовольствием провел это время с семьей, с которой очень близок, и с друзьями. Однако в этом году я решил всем этим пожертвовать, чтобы быть в лучшей форме в Сочи.
- Вся ваша сборная останется в Европе, или ты проведешь это время с Андреа?
- Из всей сборной только я буду здесь, а Андреа, к сожалению, проведет Рождество в Оберхофе. Мы бы хотели встретить его вместе, но не получилось. Буду отмечать праздник с семьей своего тренера.
- Как ты общаешься со своей семьей, когда находишься в Европе?
- По большей части через скайп, иногда и по телефону. За годы приноровился к разнице во времени и знаю, во сколько мы сможем пообщаться.
- Почему вы с Андреа решили жить в США, а не в Европе после завершения ее карьеры?
- Андреа очень нравится Лейк-Плэсид, а я сам сильно привязан к этому району. За последние шесть лет она провела там много времени и чувствует себя как дома. Так что, думаю, ей будет легче переехать в Штаты, чем мне в Германию (смеется). Не могу сказать, что мне не нравится в Европе: последние десять лет по полгода я проводил именно здесь. Теперь же хочется больше времени быть в США.
- Есть ли какая-та разница в менталитете американских и европейских атлетов?
- Не очень большая, полагаю. Мы похожи в своих стремлениях быть лучшими, особенно на чемпионатах мира и Олимпиадах.
- А если говорить о российских атлетах?
- Тут самая большая разница заключается в том, что в России так много хороших спортсменов как среди мужчин, так и среди женщин. Поражаюсь, как некоторым россиянам удается выдерживать огромную конкуренцию и постоянно оставаться в сборной. У нас маленькая команда, нам такие проблемы неведомы, поэтому даже не знаю, как бы это на нас отразилось.
- Чего ты ожидаешь от Олимпиады? Личную медаль или эстафетную?
- Я буду рад медали в любом виде соревнований и любого ее цвета (смеется).
- Как тебе трасса в Сочи?
- Очень красивое место и действительно сложная трасса. В марте я провел там хорошие гонки, поэтому думаю, что на Играх мне будет комфортно соревноваться. Единственная проблема там заключалась в опасных спусках, но летом, насколько я знаю, их усовершенствовали.
- Сколько еще времени ты хочешь выступать?
- Точно не знаю. Прямо сейчас мне нравится заниматься этим, также есть еще цели, которые я хочу достичь. Пока я мотивирован, буду выступать. Минимум — еще два года. Возможно, четыре.
- Может быть, выиграешь золото в Сочи и решишь, что этого достаточно?
- (смеется) Возможно. Приму решение, когда это произойдет.
- Был ли ты расстроен потерей желтого биба в 2009 году или тебе было достаточно самого факта временного обладания им?
- Да, на тот момент это был для меня большой шаг вперед. Конечно, я бы хотел носить желтый биб подольше, но все же был счастлив от того, что хоть на короткий период он был у меня.
- Что бы ты предпочел: желтый биб на весь сезон или олимпийскую медаль?
- О, это сложный вопрос. Гораздо тяжелее провести весь сезон в качестве лидера, потому что тебе все четыре месяца надо быть лучшим, а для олимпийской медали достаточно одного удачного дня. Но все же я бы выбрал олимпийскую медаль.
- Готов ли ты полностью пожертвовать частью своей жизни ради олимпийской медали?
- Спорт — это очень важная часть моей жизни, но не только он есть в ней. Для меня гораздо важнее быть с семьей и оставаться хорошим человеком.
- Есть ли у тебя какие-либо хобби?
- Да, я большой фанат рыбалки. Летом, если я не тренируюсь, то меня можно найти на рыбалке.
- Во время соревновательного зимнего периода особо не порыбачишь.
- Это точно. Зимой у нас не так уж много свободного времени, но мне все же удается почитать книги. По большей части это реальные, не выдуманные истории. Например, как кто-то покоряет горы или переплывает на лодке океан. Такие вещи напоминают о героизме простых людей. Мой дедушка был таким.
- Есть ли у тебя какие-то любимые места в США, помимо самого Лейк-Плэсида?
- У нас такая большая страна, много прекрасных мест. Мне очень нравится Парк-Сити в штате Юта. Там много гор, где мы можем тренироваться чуть ли не круглый год.
- Любимое место в Европе?
- Антхольц: очень красивое место в горах. Лично мне красивый пейзаж помогает во время соревнований.